21 Год особенности возраста

21 Год особенности возраста

Психология возраста

В возрасте 21 года молодые люди уже принимаются обществом как взрослые, самостоятельные. В это же время это же самое общество раскрывается всеми своими красками, как светлыми, так и темными, вынуждая человека подчиняться правилам и жить в соответствии с ними. Тогда же человек понимает, что его самостоятельность относительна, так как она должна вписываться в законы общества.

В этот период многие уже нашли постоянную работу или создали семью, увеличив психологическую нагрузку. Теперь человек примеряет на себя не только роль сына/дочери, ученика, но и матери/отца, работника. Необходимость успеть все сделать приучает думать быстро и не снижать темп.

Другая сторона 21 года – жизнь в свое удовольствие. Сейчас еще позволительна некоторая безответственность, для которой не будет возможности в будущем. Поэтому некоторые стремятся использовать это время полностью.

Если не удалось к 21 году создать семью, найти работу и насладиться жизнью, у молодого человека может возникнуть депрессия, упадок сил. Ему важно будет получить ответы на вопросы: «Чего я хочу?», «Что для этого нужно сделать?».

Физиология возраста

Заканчиваются процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают практически окончательной величины. Наступает период полной физической зрелости. Костная ткань окончательно заменила межпозвоночные диски и сделала крестцовый отдел позвоночника неподвижным. Завершилось окостенение фаланг пальцев ног и рук.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (20-24 лет) составляет 12671 тысяч человек. Из них молодых людей– 6409 тыс. человек, девушек– 6262 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы занятых в экономике РФ всего 9,4%

Вы родились в 1998 или 1999

1998 — 17 августа. В России произошло обесценивание рубля, что привело к обострению экономического кризиса. Правительство страны подало в отставку.

24 сентября. Произошла первая трансплантация конечности умершего пациента живому. В городе Лион во Франции трансплантировали кисть и предплечье.

12 декабря. В США произведена первая операция по трансплантации органов ребенку. Трехлетнему мальчику из Флориды в госпитале Пенсильвании пересадили сердце, легкое и печень.

1999 — 1 января. Большинство стран Европейского союза перешли на расчет в новой европейской валюте – евро.

24 марта. На Югославию был совершен первый налет авиации НАТО. США вторглись в суверенное государство, которому третья сторона не угрожала.

2000 — 26 марта. Избрание В. В. Путина на должность Президента Российской Федерации. Официальное вступление в должность состоялось 7 мая.

В США создали роботизированную развивающую куклу. Она умела разговаривать, смеяться, плакать, моргать, строить гримасы. В процессе общения с людьми она увеличивала свой словарный запас и достигла уровня развития двухлетнего ребенка.

В Новосибирске созданы первые лечебные продукты, к обычному названию которых добавлялась приставка «Бифидо». В их составе присутствует жидкий концентрат бифидобактерий, которые положительно влияют на микрофлору кишечника, предотвращают развитие болезнетворных микробов и питают организм витаминами группы В и витамином К. Такие продукты быстро завоевали популярность у покупателей.

2001 — 15 января. Произошел официальный запуск английского сайта Wikipedia – ресурса, который сегодня стал помощником в быстром получении энциклопедических данных в любых сферах жизни.

11 сентября. Совершен крупнейший в мировой истории террористический акт в США. В результате был поврежден Пентагон, уничтожен Торговый Центр, а человеческие потери составили около трех тысяч человек.

2002 — 1 января. В Европейском союзе ввели монеты и банкноты евро, которые стали единой валюты для большинства стран ЕС и сыграли немаловажную роль в стабилизации глобальной европейской экономики.

Октябрь. Через 50 лет началось восстановление железной дороги между Северной и Южной Кореей.

23 октября. В Москве, Россия, чеченские террористы захватили заложников в театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке. Спустя 3 дня, 26 октября, при штурме спецназом были убиты все террористы. Один из заложников погиб от пулевого ранения, остальные 116 человек умерли от воздействия использованного при штурме газа.

2003 — 20 марта. Начались военные действия в Ираке.

27 сентября. Произведен запуск автоматической станции «Смарт-1» для исследования Луны.

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.

1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.

Июнь. Создана самая крупная в мире социальная сеть – Facebook.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

2008 — 17 февраля. Независимость от Сербии провозгласило Косово.

8 августа. Начались военные действия в Южной Осетии.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

31 октября. В Калининграде родился семимиллиардный житель Земли.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

Читайте также:  2 Вида антибиотиков

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

13 марта. В пустыне Атакама, Чили, начинает работать самый мощный телескоп на планете.

2014 — 7-23 февраля. В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

26 октября. Введено постоянное зимнее время

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

В этот период актуализируются вопросы развития социального интеллекта, профессионального самоопределения, образования, самоактуализации, выбора ведущей формы деятельности и др.

Возраст от 14 до 21 года называют периодом юности. Он составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Взрослость в этот возрастной период определяется различными критериями. Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная – экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека. Понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностной идентичностью. Критерием достижения взрослости в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.

Физиологически этот возраст стоит в одном ряду с эмбриональным периодом и периодом младенчества как время чрезвычайно быстрых биологических изменений. Следует отметить, что если в эмбриональный период формирование организма ребенка полностью зависит от опыта и действий родителей, в младенческий период ребенок совместно со взрослыми участвует в процессе своего развития, то в юности ребенок впервые пытается самостоятельно управлять физиологическими и психологическими изменениями, происходящими с ним.

Молодые люди испытывают боль и радость, наблюдая за этим процессом. Они видят, как их тело преображается, и ощущают сменяющие друг друга чувства очарования, восторга и ужаса, постоянно сравнивая себя с другими и пересматривая образ своего «Я». В течение этого периода молодые люди получают полное представление о понятиях формы, комплекции, существующих идеалах и составляют мнение о своем теле, пропорциях и умениях. В этом возрасте достоинства и недостатки своей внешности оцениваются слишком строго. Некоторые подвергают себя суровой диете, в то время как другие озабочены суровыми тренировками, способствующими улучшению формы и развитию силы тела. Представители обоих полов с тревогой следят за своим развитием, его своевременностью и правильностью, основывая свои суждения, как на реальном знании, так и на идеальных общественных образцах.

То, как взрослые реагируют на физические изменения своих детей, может оказывать серьезное влияние на дальнейшее развитие подростка.

Биологические изменения, переживаемые в возрасте от 14 до 21 года, обычно сопровождаются интересом к представителям противоположного пола и потребностью интегрировать свою сексуальность с другими аспектами личности. Поэтому в период юности молодежь начинает формировать отношения, в которых основную роль играет пол. Усвоение мужской или женской роли, а также образца и структуры своего гендерного проявления (например, для девушки это может быть образ «тургеневской барышни», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы») является одной из основных задач данного периода развития. На переживание подростков по поводу своей сексуальности влияет их личный опыт физических и эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками: отношение уважения, внимания либо манипуляции, которые возникают в ходе этого опыта.

Наряду с бурными физиологическими изменениями в юношеском возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Идет активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь молодого человека. Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требования к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний. Познавательные интересы обретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с дальнейшими жизненными планами.

Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем психическом развитии, включая и сферу общения молодых людей. Происходит увеличение времени, выделяемое на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах). Параллельно с расширением сферы общения происходит его углубление и индивидуализация. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные и глубокие. Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия. Первая любовь также в определенной мере является следствием стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или форму дружбы-любви. Во всех проявлениях первая любовь – это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личностей юношей и девушек.

Еще одна важная жизненная задача данного возрастного периода – это построение системы коллективных(в том числе профессиональных) отношений. Эта задача касается вопроса о том, каким образом человек способен принести пользу обществу, преобразовать окружающий мир. Решение этого вопроса необычайно резко высвечивает сущность человека. Если мы, например, слышим от молодого человека, что он ищет материально оплачиваемую профессию, то пока не стоит его считать социальным человеком, он еще не созрел для общества. Так же важным в этом вопросе является не только выбор профессиональной направленности, но и то, как человек выполняет свою работу: либо осмысленно, с ответственностью за результат, вкладывая, как говорят, душу; либо рутинно, однообразно, может даже и честно, но при этом автоматически выполняя ряд действий.

Именно поэтому основным новообразованием данного возраста является самоопределение(в том числе профессиональное), то есть осознание себя в качестве части большей системы – общества, понимание своего назначения в жизни, выбор профессии на основе устойчиво сложившихся интересов и стремлений, мировоззрения подростка. В этом возрасте молодым людям приходится брать на себя ответственность за дальнейшую самостоятельную жизнь. Многие заканчивают учебные заведения и вступают во взрослую жизнь, где им предстоит начать свою профессиональную деятельность, создать семью и родить ребенка.

По мере познания человеком окружающего мира и формирования в нем системы взаимоотношений им познаются различные социальные роли, которые формируют психологию юноши и девушки. В юности ребенок постигает жизненный опыт через те же самые универсальные роли, что и в детстве, но только в ином ракурсе: через любовь–ненависть, сотрудничество–соперничество, самостоятельность–подчиненность, инициативность–зависимость, бунтарство–послушание, альтруизм–прагматичность и т.п.

Читайте также:  Beta alanine что это

Постепенно формируется ответственность (хозяйственность) через взятые на себя функции в семье (уборка квартиры, кулинария, покупка продуктов и др.). Отцовство и материнство постигаются теперь не только через родных отца и мать, но эта роль проецируется на учителя, литературный идеал, кумира в реальной жизни, проявляется через помощь в воспитании братьев и сестер. Проживается опыт первой влюбленности (в том числе и опыт первых разочарований). Выбор профессии определяется стилем сотрудничества, сформированного на данный период времени (отсюда выбор либо социально-полезной для конкретного человека профессии, либо профессии, через которую можно изменять окружающий мир и управлять обществом). Именно в этот период оформляется мировоззренческая и идеологическая позиция (отсюда и мнение о том, что студенчество делает революцию) – альтруизм, принципиальность, идеалы.

Таким образом, молодые люди окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, то есть объединить различные свойства личности человека с семейными, гендерными, профессиональными общественными ролями. Это нацеливает юношей и девушек на приобретение знаний, связанных с партнерскими отношениями и социальной готовностью принять на себя ответственность за семью, коллектив и общество. Именно в этом возрасте молодежь почти во всех странах получает гражданские и избирательные права.

Для человека небезразлично какую иерархию целей в своей жизни он выбирает и, как следствие, в контекст какого социального порядка он впишется, насколько в своих поступках он думает о собственном благе и насколько – о благе других (например, близкого человека, профессионального коллектива, общества, нации, человечества и т.п.). Это нацеливает человека на построение внутренней системы ценностей как руководства для социально-ответственного поведения и формирование гражданской активности.

Итак, характерные особенности развития ребенка в возрастной период от 14 до 21 года можно представить по годам, учитывая, что каждый год жизни (из 7-ми) представляет собой повторение семеричной структуры причинных связей, при котором в течение одного года постигается более полно один из 7-ми уровней развития.

  • Возраст 14-15 лет — удовлетворение потребности в принятии собственной внешности и осознании особенностей своего тела нацелено на формирование умений и навыков эффективно его использовать в труде, спорте и т.д.
  • Возраст 15-16 лет — потребность в усвоении мужской или женской роли формирует приобретение внутренней позиции мужчины или женщины. Что способствует развитию навыков управления эмоциональными отношениями.
  • Возраст 16-17 лет — потребность в интеллектуальном развитии, в информации, самоактуализации, познании себя и мира, умении планировать лежит в основе достижения максимальной ментальной активности и проявления своих врожденных способностей, которые помогают ориентироваться в мире информации.
  • Возраст 17-18 лет — удовлетворение потребности в неформальном, доверительном общении со взрослыми и со сверстниками противоположного пола направлено на установление новых и более зрелых отношений с людьми, завоеванию эмоциональной независимости от родителей. Юноши и девушки учатся регулировать межличностные отношения.
  • Возраст 18-19 лет — потребность в осознании своего назначения в жизни, которое заключается в выборе профессии, на основе устойчиво сложившихся интересов и стремлений, и нацелено на подготовку человека к деловой карьере, путем его профессионального обучения. Обретение профессии дает возможность вступить в новую форму коллективных отношений – деловые, профессиональные отношения.
  • Возраст 19-20 лет — потребность объединить различные свойства личности человека с семейными, гендерными, профессиональными и общественными ролями нацеливает его на приобретение знаний, связанных с партнерскими отношениями и социальной готовностью принять на себя ответственность за семью и коллектив. Это позволяет найти свое место в мире общественных отношений.
  • Возраст 20-21 год — возникает потребность в постижении программных целей своего развития для дальнейшего приобретения собственного жизненного опыта в мире общечеловеческих отношений. Это нацеливает человека на построение внутренней системы ценностей как руководства для социально-ответственного поведения и формирование гражданской активности.

Переход от юности (возраст 14–21 год) к молодости (возраст 21–28 лет) знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается, и осуществляется переход к самореализации. Этому способствует позитивная Я-концепция, сформированная у юношей и девушек на данном этапе развития. Чувство самоуважения, самоценности, благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Со сниженным же самоуважением и негативной самооценкой, низким уровнем притязаний и слабой верой в себя связывают социальную пассивность молодых людей, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого опыта, настоящего (реального)самоопределения и будущего (перспективного) «Я», а может протекать и в кризисных формах.

То, как именно родители взаимодействуют с детьми в этом возрасте, оказывает значимое влияние на их продвижение к взрослости.

Период молодости занимает возрастной промежуток от 20 до 30 лет. Именно с этим периодом связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д.

Самими представителями молодого поколения их возраст часто воспринимается как переходный, а именно:

· как своеобразный «аванс» жизни на будущее;

· как право на ошибки;

· как возраст разрешённого недомыслия («пробы пера»).

Отсюда у молодых людей часто занижены требования к себе, неразвитое чувство ответственности за себя и свои поступки, а тем более нежелание принимать ответственность за других. В этих эмоциональных оценках раскрывается примечательная особенность молодости – ее противоречивость и амбивалентность, характер «ожидания взрослости».

Разграничение молодости сложно, как с одной, так и с другой стороны (от юности и от взрослости).

Ряд авторов считают, что молодость – это одна из трех фаз переходного периода от детства к взрослости (эти три фазы – отрочество, юность и молодость).

Нижней границей молодости является кризис 21-ого года. Кризису 21 года присуща стабилизация жизненных ценностей, когда практически завершается первичное взросление как наиболее болезненный процесс в достижении роли взрослого. В целом период 21-23 лет для девушек есть наиболее благоприятным для составления брачных отношений: они, как и раньше, стремятся к романтичности, но вместе с тем способны реально, рационально оценить личностные качества собственного избранника.

Кризис 21-ого года проявляется в выборе своего жизненного пути, искании своего «Я». Молодые люди задают вопросы: «Кто я? Где правда?», «Как мне воплотить свои мечты?», «Какой путь выбрать для начала?». Происходит важная вещь — выработка моделей поведения и понимание границ своего «Я» во взрослом мире и отделение себя от родительской семьи. В этом возрасте человек пытается доказать свою уникальность, свое право на мечту. И эта первая «конструкция» испытывается жизнью, насколько она реальна или иллюзорна. На этот период часто не обращают должного внимания, хотя он очень важен для человека, так как на этот возраст приходится сразу несколько целей, которые предстоит реализовать. Выбрать дело жизни, найти наставника, создать семью и все это происходит в определенной последовательности. Одно из заблуждений этого возраста, в том, что выбор, который сделан – окончательный. В большинстве случаев изменения в выборе неизбежны. По статистике многие молодые люди меняют профессию, доучиваются, переучиваются.

Читайте также:  2 4 Динитрофенол чда

В этом возрасте очень важна социальная активность и возможность проб и ошибок. Но искания себя не должны переходить в затянувшиеся метания при встрече с трудностями. Это возраст становления личности и самоопределения, в котором важно сформировать свои жизненные цели в соответствии со своим мировоззрением. От молодых людей в этом возрасте часто можно услышать выражение – «Я должен», так как общество и родители оказывают значительное давление, и это подталкивает к принятию взрослой доли ответственности. С другой стороны это возраст экспериментов и поиска, развития «ищущего я» через новые знакомства, перескакивания с одной работы на другую и т.д. И когда человек находит баланс между этими двумя состояниями «Я должен» и «Я ищу, экспериментирую», тогда можно говорить о том, что человек преодолевает кризис переходного периода от юности к взрослости.

Молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоящийся характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Например, приходя в профессию, многие молодые специалисты обуреваемы стремлением произвести в ней революцию, побороться с косностью и консерватизмом «старших товарищей», заявить о себе, но вместе с тем оптимизм и «максимализм» часто не подкреплены знанием, опытом, умениями, статусными позициями, ориентациями на реалии окружающей жизни, что вынуждает их жить скромной жизнью ученика.

Двойственность усугубляется одной из известных особенностей этой фазы – выраженным инфантилизмом молодежи, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам.

От предыдущего юношеского периода молодость отличается тем, что в ней заканчивается общесоматическое развитие, достигают своего оптиума физическое и половое развитие. Во многих странах возраст в 21 год (совершеннолетие) считается возрастом обретения самостоятельности и ответственности за себя и собственные поступки. Многие авторы отмечают, что юность, молодость и взрослость постепенно проникают друг в друга: если сначала в молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости.

Молодость — это для большинства молодых людей и студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки — физические, умственные, нравственные, волевые. Далеко не все они на первых порах умеют рассчитывать свои собственные силы, рационально организовывать свою работу. Сказывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов. Поэтому очень важны, особенно на младших курсах, организация систематического контроля за их учебной деятельностью, проведение индивидуальных консультаций, работа кураторов и т.д. Регулируемая интеллектуальная нагрузка (а не безмерная перегрузка), осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне, является важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи.

Молодость — важный этап развития умственных способностей. Существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.). Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

В период молодости человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода. Обнаруживается стремление к личностной экспансии, к самовыражению. В первую очередь эта тенденция проявляется в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной карьеры. Для мужчин основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры – главнейшие задачи возраста. Для женщин на первое место часто выходит ответственность за создание собственного окружения – партнера, семьи, детей, хотя карьерные устремления свойственны современным женщинам не меньше, чем мужчинам. Если решение этих задач замедляется или фрустрируется, то внутренне это переживается как дефицит, недостаток, и человек бросает все силы, чтобы от него избавиться. Это требует от возраста развития творческих способностей.

Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни – условия для выработки своего собственного жизненного стиля. В молодости формируется и выстраивается жизненная стратегия, которая опирается на временную жизненную перспективу.

Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Сценарий предполагает:

· подходящее личностное развитие;

· решение в детском возрасте;

· действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;

· убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

Существует множество сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое внутренним «голосом», который древние звали «демоном»; конструктивное родительское программирование, подталкиваемое течением жизни, с давних времен именуемой physis (природа); внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления, которым древние не дали человеческого имени, поскольку они были привилегией богов и королей. Продуктом действия этих сил и оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому.

Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда.

Молодость — это возраст, когда большинство молодых людей мечутся от сценария к антисценарию и обратно. Человек может стараться исполнять родительские предписания, но потом восставать против них и в результате обнаружить, что он следует сценарной программе. Осознав тщетность своих попыток освободиться, он снова старается жить, как предписано. К окончанию колледжа или, например, к концу армейской службы он может принять определенное решение: либо строго следовать родительским предписаниям, либо избрать свой сценарный путь. Чаще всего люди следуют предписаниям. Но годам к сорока может наступить период метаний. Если до сих пор человек подчинялся предписаниям, то теперь может попробовать «вырваться» — например, развестись, бросить работу, изменить профессию и т. п.

Молодость — это время, когда человек впервые ощущает возможность самостоятельного выбора. К сожалению, эта самостоятельность очень часто оказывается частью иллюзии, так как на самом деле выбор может быть между директивами Родителя его отца и матери и провокациями их же Ребенка.

Ссылка на основную публикацию
007 Порядок фильмов
Интересно, на какую строчку рейтинга попадет 25-й эпизод. Пока Кэри Фукунага с Дэниелом Крейгом снимают 25-й эпизод бондианы (последний лично...
Adblock detector